ИнфоРост
информационные технологии для архивов и библиотек
14 / 88

Редакционная статья в No 34 газеты «Арбайтер Штиме» — «Как нужно отвечать на розги». 1902 г.

13. РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ В № 34

ГАЗЕТЫ «АРБАЙТЕР ШТИМЕ» — «КАК НУЖНО

ОТВЕЧАТЬ НА РОЗГИ»

1902 г.

«Как мы, революционеры, должны отвечать на розги, которые царское правительство начинает применять по отношению к нам?»... [1]

— Стало быть, вы советуете применять террор? — могут нам поставить вопрос целый ряд товарищей, но ведь мы — социал-демократы, и террор из нашей программы исключен. — Нет, мы не советуем применять террора. Мы советуем лишь быть действительно социал-демократами, революционерами. Если найдутся такие среди нас товарищи, которые наши слова поймут так, будто бы мы предлагаем террор, мы можем только выразить искреннее сожаление. Разве Вера Засулич должна была быть обязательно террористкой, когда она стреляла в Трепова за его позорный поступок по отношению к тов. Боголюбову?66 Разве недостаточно было для этого оставаться только революционером?.. и разве наш ответ имеет хоть какое-нибудь отдаленное отношение к террору? По нашему мнению, нет. Надо отличать и не смешивать двух понятий: отвечать насилием на насилие правительства и террор как средство борьбы против правительства. «Рассказывают о Зубатове, что он в одной из своих бесед67 выразился так: «Если бы только Бунд стал применять террор, мы бы с ним

213

легко покончили». Совершенно неважно, говорил ли так Зубатов или не говорил, но это несомненно, что если бы Бунд стал применять террор, то он этим самым подписал бы себе собственный смертный приговор. К счастью, вопрос стоит не так и так стоять не будет. Бунд на тот путь, который так нравится Зубатову, не станет. Мы остаемся с.-д., мы стоим на точке зрения классовой борьбы, и мы не забываем ни на одну минутку, что мы боремся не против отдельных личностей, но против всего политического строя. Укреплять и развивать классовое сознание в еврейском пролетариате, организовать его в мощную пролетарскую политическую организацию, под знаменами которой он должен вести борьбу совместно со всем пролетариатом всех наций против царизма за общую и его собственную свободу, — это является задачей нашего Бунда. «Освобождение рабочего класса должно быть делом самого рабочего класса» — эти слова нашего учителя могут быть осуществлены только тогда, когда пролетариат сможет сам с полным сознанием бороться за свое освобождение, а потому все то, что затемняет или задерживает развитие классового сознания рабочих, мы должны отвергнуть. Исходя из этих соображений мы являемся противниками террора. Террористическая работа оставляет массу в стороне. Она поэтому ослабляет их самодеятельность. Террор неизбежно отвлек бы часть наших сил, которых и так у нас немного, и это, конечно, вредно отразилось бы на нашем движении. Мы не говорим уже о том, что малую группу террористов правительство могло бы одолеть.

«Нет, Бунд не осуществит надежд Зубатова. Всю свою силу он видит в том, что он глубоко вкоренился в широкие слои еврейского пролетариата, и эту свою позицию он не покинет, ибо только она ведет нас к победе. Только благодаря нашей долголетней деятельности в широких массах мы дожили сейчас до такого явления, когда позорный поступок царского сатрапа фон Валя вызывает столь глубокое возмущение среди еврейских рабочих. Только долголетняя самостоятельная революционная борьба была в состоянии воспитать в еврейском рабочем, подвергавшемся столь ужасным преследованиям, оплеванном, забитом пролетарии столь высокое чувство человеческого достоинства. И в то время, когда все слои нашего народа, за небольшими исключениями, каждую минуту готовы пасть на колени и целовать кулак, который бьет их, еврейские рабочие кровью ответили своим оскорбителям, и иначе быть не могло. Только раб может спокойно выносить оскорбление своего достоинства. Еврейские рабочие уже не рабы, и они всегда это без сомнения докажут. Насилием мы должны отвечать на подобные поступки, как розги. Но мы не должны этим ограничиваться. Мы должны дальше продолжать нашу массовую работу, мы не должны забывать, что нашей главной задачей является распространять свет и сознание среди наших товарищей рабочих. Чем

214 острее правительство против нас, тем сильнее должны мы держаться наших с.-д. принципов, ибо только в них лежит наше спасение».

Рафес М. Очерки по истории «Бунда». М., 1923. С. 85–87.

Ссылки

  • 1. Что телесное наказание — самое позорное наказание, которое можно себе представить, что телесное наказание унижает и позорно оскорбляет наше достоинство, что человеческое достоинство у каждого честного человека (мы не говорим уже — у каждого революционера) должно быть дороже всего, что наше человеческое достоинство мы должны защищать до последней капли крови — все это так ясно для каждого из нас, что мы считаем оскорблением говорить об этом слишком долго. Мы также считаем излишним говорить о том, что тот позор, то оскорбление, которое наносится одному из нас, падает на нас всех, и мы все, революционеры, обязаны за это отомстить. Царские слуги в Вильне и Минске (такой же случай телесного наказания был и в Минске во время майской демонстрации) оскорбили не виленских или минских наших товарищей, они оскорбили всех революционеров, и они все в долгу пред нами.
  • 1. См. примеч. 62.