Донесение начальника Петроградского охранного отделения К. И. Глобачева директору Департамента полиции. 7 февраля 1917 г.
Приложение № 6
Донесение начальника Петроградского охранного отделения К. И. Глобачева директору Департамента полиции [a]
7 февраля 1917 г.
Предстоящее 14 февраля сего года возобновление заседаний Государственной Думы создает повышенное настроение как среди населения столицы вообще, так и среди революционного элемента.
Прогрессивные элементы, усматривая в первых заседаниях Государственной Думы возможность выразить свой протест против нынешнего состава Правительства, естественно искали поддержки в среде рабочих и способом достигнуть последнего явилась попытка воздействия на рабочих через рабочую группу Центрального военно-промышленного комитета. Попытка удалась, и рабочая группа, заняв уже явно противоправительственную и противогосударственную позицию, призвала пролетариат столицы к массовым беспорядкам 14 февраля, стачкам по фабрично-заводским предприятиям, а затем все бастующие должны будут отправиться к Таврическому дворцу и потребовать там от депутатов создания Правительства «народного спасения», т. е., другими словами, создать Государственный переворот. В таком направлении рабочая группа вынесла резолюцию, и, практически ее осуществляя. Она начала проводить и соответствующую митинговую кампанию.
Такое поведение рабочей группы вызвало необходимость ликвидировать ее, что и было приведено в исполнение 27 января.
Однако несмотря на ликвидацию, сторонники рабочей группы решили провести в жизнь предположения группы, и в этом направлении они настолько успели, что ныне следует считать неизбежными стачки 14 февраля и попытки устроить шествия к Таврическому дворцу [b] , не останавливаясь даже перед столкновениями с полицией и войсками (столкновения могут быть только в отдельных случаях).
Как известно, рабочая группа была избрана из числа приверженцев ликвидаторского течения социал-демократии, а затем уже в период своего существования группа разошлась по взглядам даже и с этой организацией, которая ее избрала. Это обстоятельство породило среди подполья мысль - как отнестись к попыткам рабочей группы отметить 14 февраля, и по сему поводу отдельными партийными течениями приняты следующие решения:
Социал-демократы большевики, относясь к рабочей группе как к организации политически нечестной и не признавая Государственной Думы, постановили решение группы не поддерживать, а создать движение пролетариата своими собственными силами, приурочив выступление к 10 февраля, т е к годовщине суда над бывшими членами социал-демократической фракции большевиков Государственной Думы. В этот день предполагается всеобщая стачка без определения ее длительности, и если бы оказалось настолько достаточно настроения в рабочих массах, что стачка продлилась бы до 14-го, то не поддерживая начинания рабочей группы, захватить все движение в свои руки, отстранить сторонников группы окончательно в сторону и закончить движение тем способом, который по политической обстановке будет допустим [c] с партийной точки зрения и исполним с практической стороны. В этом направлении уже состоялось 2 февраля вполне определенное решение руководящего коллектива большевиков, именующего себя «Петербургским Комитетом», и изложенные лозунги переданы в массы, что несомненно вызовет стачку, но сперва очень тихую 10 февраля. Предрешить ход стачки заранее совершенно невозможно, но можно уверенно сказать, что она будет с весьма большим количеством участников.
Успешности стачки 10 февраля должно способствовать и то, что социал-демократы объединенцы (Междурайонный комитет) и социал-демократы меньшевики (Центральная инициативная группа) вынесли решения вполне аналогичные с большевиками.
В целях подготовки движения 10 февраля к этому времени, вероятно, всеми социал-демократическими течениями будут выпущены и соответствующие листовки.
Что же касается народников, то последние отнеслись к 10 и 14 февраля безразлично, никаких решений не выносили, но хотя они и не предполагают самостоятельно создавать движение рабочих, однако при возникновении стачки они не замедлят примкнуть, дабы лишний раз заявить о своем существовании и нанести удар Правительству и Государственному строю, против которых они ведут борьбу.
Анархисты в настоящий момент настолько разбиты последними арестами, что они себя совершенно не проявят.
Успешность начинаний подполья всегда стоит в прямой зависимости от общего настроения рабочих масс, а последнее в данный момент нельзя считать хорошим и благоприятным в отношении Правительственных властей, что главным образом создается дороговизной жизненных припасов, трудностью их покупки и даже почти полным отсутствием таких необходимых, как хлеб, мясо и т. д. Рабочие массы, будируемые прогрессивными слоями, винят во всем только нынешний состав Правительства, а потому призыв к стачке и выступлениям сторонников рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета и всех остальных подпольных организаций - ныне популярен и найдет отзвук в настроениях неорганизованного [d] пролетариата и как следствие этого необходимо ждать стачек 10 и 14 февраля в большом масштабе, попыток устраивать демонстрации с доведением последних до открытых столкновений, а 14 февраля - и шествий к Таврическому дворцу, где предположено потребовать от Государственной думы перехода уже на явно революционный путь.
Характерно то обстоятельство, что большевики усматривают в призыве рабочей группы желание довести дело до вооруженных столкновений с полицией и войсками, дабы создать кровавые события, толкающие страну к революционному перевороту в пользу буржуазных слоев. [e]
Об изложенном имею честь донести Вашему Превосходительству и присовокупляю, что со стороны вверенного мне Отделения будут приняты все возможные меры к предотвращению и ослаблению грядущих весьма серьезных событий.
Генерал-майор Глобачев
ГА РФ. Ф. 102. ОО. 1917. Д. 20. Ч. 57. Л. 33-34об.