ИнфоРост
информационные технологии для архивов и библиотек
78 / 229

Рапорты и выписка из рапорта комиссара секретно­- оперативного отдела К. Щепанского С.Г. Уралову о слежке за М.А. Спиридоновой. [28 декабря 1918 - 16 января 1919 г.]

РАПОРТЫ И ВЫПИСКА ИЗ РАПОРТА КОМИССАРА СЕКРЕТНО-ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА К. ЩЕПАНСКОГО С.Г. УРАЛОВУ О СЛЕЖКЕ ЗА М.А. СПИРИДОНОВОЙ

[28 декабря 1918 - 16 января 1919 г.]

1.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретно Опер. Отдела К. Щепанского [1]

РАПОРТ.

По поручении мне следить за деятельностью Марии Спиридоновой я отправился 28 декабря узнать точный адрес, где проживает. В адресном столе я узнал, что Мария Александровна Спиридонова, лет 39, бывший член Ц.И.К., проживает по Тверской улице, дом № 11/17, кв. № 209,1-й дом Советов [2] Я отправился по указанному адресу, но оказалось, что М. Спиридонова проживала по Тверской ул.,д. № 11/17, но выбыла уже месяц и где теперь проживает, в домовой книге не указано. Тогда я отправился в гост<иницу> Метрополь и там узнал, что точный адрес член<а> Ц.И.К. можно узнать у коменданта Кремля [3] . Но комендант Кремля, когда я попросил домовую книгу, он мне ответил, что у него в книге записаны члены ЦИК, которые проживают в Кремле. Но советовал мне обратиться [к] секретарю ЦИК тов. Аванесову. Но там я опять точного адреса не получил, так как, по словам тов. Аванесова, Спиридонова больше не числится членом Ц.И.К. Но сказал мне, что можно часто встретить М. Спиридонову у Биценко, которая проживает по Тверской в 1-м доме Советов и на митингах, на которых она часто выступает. Но где будет такой митинг, где будет выступать Спиридонова, тов. Аванесов мне не мог указать. Тогда я опять вернулся на Тверскую, дом № 11/17 и, взявши домовую книгу, я не нашел Биценко [4] , зарегистрированной по домовой книге. Простояв у дома Советов до поздней ночи, зная, что Биценко там проживает, хотя в книге и не числится, и не дождавшись ни Биценко, ни Спиридоновой, я отправился домой.

28 декабря 1918 г. Комиссар К. Щепанский

2.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретно Опер.Отдела К. Щепанского

РАПОРТ

29 декабря утром я опять отправился в адресный стол, который находится на Малой Гнездиковской улице [5] № 3. Но оказалось, что по праздникам адресный стол закрыт. Тогда я пошел в гост<иницу> Дрезден [6] , где находится Бюро левых эсеров, думал, что там можно будет встретить Спиридонову, но оказалось, что в Бюро по праздникам не занимаются. Пришло<сь> мне опять идти на Тверскую под 1-й дом Советов. Простояв до поздней ночи, я вернулся домой. По дороге я встретил тов. железнодорожника, который работает на Ярославской железной дороге в качестве слесаря. Он меня спросил, почему на митингах, где выступают левые эсеры, не приходят большевики? Я ему ответил, что этого я не знаю, но я его спросил, где и какого числа был у них митинг. Он мне ответил: у нас на Ярославской ж. д., в среду 25 декабря выступала Спиридонова на митинге, критикуя здесь все время тов. Троцкого, никто не протестовал против слов Спиридоновой, а наоборот, железнодорожники с бурной овацией встречали ее слова. Тогда я ему дал свой домашний телефон, чтобы он мне позвонил, когда там будет митинг.

29 декабря 1918 г. Комиссар Щепанский

3.

ВЫПИСКА

из рапорта комиссара секретно-оперативного отдела тов. К. Щепанского, от 29 декабря 1918 г.

«По дороге я встретил тов. Железнодорожника, который работает на Ярославской ж. д. в качестве слесаря, он меня спросил, почему на митингах, где выступают левые эсеры, не проходят большевики, я ему ответил, что этого я не знаю, но я его спросил, где и какого числа был у них митинг, он мне ответил: у нас на Ярославской ж.д., в среду 25 декабря выступала СПИРИДОНОВА на митинге, критикуя здесь все время тов. ТРОЦКОГО, никто не протестовал против слов СПИРИДОНОВОЙ, а наоборот, железнодорожники с бурной овацией встречали ее слова.»

З0/ХII-1918 г.

Выписку сделал: С. Уралов

4.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретной Опер, части К. Щепанского

Рапорт

30 декабря я отправился на Малый Гнездиковский пер., дом № 3 в адресный стол, чтобы узнать точный адрес Марии Спиридоновой, где она проживает, но по рассмотрении всех адресных карточек Спиридоновой оказалось, что она выбыла в июне месяце, но где выбыла, не известно. Тогда я отправился на Тверскую улицу под 1-й дом Советов, думая, что она приедет до Биценко, но, простояв долгое вре- мя около дома Советов, я не видел ни Спиридоновой, ни Биценко. Тогда я отправился под 3-й дом Советов [7] , где помещается контора левых эсеров, но по проверке всех трех комнат оказалось, что в них не было ни Спиридоновой, ни Саблина, ни других, которые нам нужны. Находились в этих комнатах лица, которых я не знаю. Поздно вечером я вернулся домой.

30 декабря 1918 г. Комиссар К. Щепанский

5.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретно Опер. Отдела К. Щепанского

31-го декабря я пошел на Леонтьевский пер. искать [адрес] Московского комитета левых эсеров, который будто имел помещаться на Леонтьевском пер., дом № 18, но оказалось, что вместо Московского комитета левых эсеров я нашел там Московский комитет большевиков коммунистов, которые мне сказали, что здесь помещался комитет левых эсеров, но они переехали на Остоженку, дом № 3, к. 24. Тогда я спросил в агитационном отделе: или они не знают, где можно встретить Марию Спиридонову, они мне ответили, что она часто выступает на митингах и произносит речи против Советской власти. Но где она будет выступать, они не знают. Тогда я отправился на Остоженку и зашел в помещение домового комитета, просмотрел книгу домовую с указом, что они там верно находятся. Простояв до вечера на улице, я вернулся домой.

31 декабря 1918 г. Комиссар Щепанский

6.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретной опер, части К. Щепанского

Рапорт

1-го января я отправился на Остоженку дом № 3 - кв. № 24. Прибывши на место, я простоял там долго, но знал от швейцара, что они сегодня в 24 номере не занимаются. Не доверяя швейцару, я обращал дальше внимание на этот дом, и оказалось, что, видно, там происходило собрание, так как там часто заходили люди и были поставлены какие-то типы, которые зорко следили за проходящими около этого дома, а швейцар этого парадного часто выходил из парадных, осматривая улицу на все стороны, но так как я не имел возможности подходить близко этого дома ввиду того, что я был одет в кожаный костюм и я подозрительны<й> тем лицам, которые стояли около этого дома, и <о>ни начали на меня обращать внимание, пришлось мне поневоле опустить свой пост, но осталась там тов. Мурнек [8] . По словам е<е> в номер 24 зашло около 8 человек, там что-то писали на пишущей машинке. Потом, когда Мурнек сошла вниз, за недолгое время вышла Спиридонова, это было около 2 4/2 часа, севши на 24 номер трамвая, что и сделала Мурнек. [Она] помещается близко [к] ней в трамвае, в трамвае она начала говорить, что за правительство. Новый год без хлеба, и как народ может терпеть. Эти, что находятся у власти, знают только одно: поднимать плату за трамвай, теперь не надо работать, надо только ходить на биржу труда и требовать денег. а работы нет и т. д. Она доехала до красного корпуса и сошла с трамвая и отправилась на Госпитальный пер. [9] , дом № 12. и за ней в дом зашли еще 5 человек, сам хозяин этого дома караулил на улице. Сегодня я отправлюсь на Госпитальный пер. дом № 12, но не знаю, кого оставить на Остоженке, потому что Мурнек заболела.

2 января 1919 г. Комиссар ГЦепанский

7.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретной Опер, части К. Щепанского

Рапорт

2- го января я отправился утром на Остоженку дом № 3, кв. 24. Прибывши на Остоженку, я ничего такого не заметил, кроме того, что там входят и выходят разные люди, но лица мне незнакомые. Спиридоновой я там не видел, но зная от тов. Мурнек, что Спиридонова 1 января была на Госпитальном пер., дом № 12, тогда я ушел с Остоженки на обед. После обеда я хотел поехать на Госпитальный пер., дом № 12, но так как в трамвай я не смог пробраться, постановил поехать 3 января.

2 января 1919 г. Комиссар К.Щепанский

8.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

От Комиссара Секретной Опер, части К. Щепанского

Рапорт

3-го января, пробравшись в трамвай № 24, я поехал с Лефортова на Госпитальный пер., дом № 12. Прибывши на место, я пошел в домовой комитет. Взявши домовую книгу, я начал искать фамилию Спиридоновой, но такой фамилии не оказалось, видно она не проживает в том доме, а если проживает, то не прописана, а может, ошибка тов. Мурнек, которая могла указать мне неточный адрес. Простояв долгие восемь [часов] около этого дома, я вернулся домой.

3 января 1919 г. Комиссар Щепанский

9.

Инспектору особых поручений тов. Уралову

от Комиссара Секретной [Опер.] части К. Щепанского

Рапорт.

11-12 января я с товарищем разведчиком стоял с 10 часов утра до вечера. Спиридонова в субботу, то есть 11 января, пришла в комитет лев<ых> эсеров 1 1/2 час. после обеда, но из помещения не выходила до вечера, а так как мы стояли долгое время на улице в такое холодное время и без ужина, так нам пришло<сь> оставить свой пост и вернуться домой. Дальше мы не можем стоять так одеты, как до сих пор. Я решил одеть товарища разведчика за продавца газет и разных книг, тогда он сможет стоять там не замечен<ным> левыми эсерами или еще он может обратиться к ним, или у них нет каких газет до продажи. Другого разведчика можно поставить как милиционера, и то нужно взять для этой работы тов. Демичева, который ее хорошо знает. Иначе мы там будем стоять и месяц, и из этого ничего не выйдет, потому что из их стороны стоят тоже на улице, которые смотрят за нами.

12 января 1919 г. Комиссар Щепанский

10.

Инспектору особых поручений тов. Уралову.

ДОКЛАД

Комиссара Секрет<но-> Операт<ивного> Отд<ела> Щепанского.

16 Января 1919 г. Во время моего дежурства с 9-1 час. [10] дня на Арбате я заметил, как около 11 час. дня Спиридонова вышла из квар- тиры и, севши на извозчика, поехала. Я, взяв извозчика, последовал за ней. Проехав несколько улиц, она вылезла у комитета лев<ых> С-Р. Из разведки, дежурившей там с 9-1 часу, я никого не встретил.

Во время моего дежурства вечером с 5-9 час. я видел, как около 7 час. веч<ера> вышла Спиридонова с другим из лев<ых> С-P., выше среднего роста с маленькой бородкой, брюнет, одет в черные брюки и в короткой куртке с каракулевой шляпой. Они пошли пешком в сторону, где проживает Спиридонова, они расстались у дома Спиридоновой. Она вошла в дом, а я пошел за неизвестным. По дороге он часто спрашивал прохожих, по-видимому, какую-то улицу. (Я думаю, что он приезжий.) Он вошел в Большой Козихинский переулок (проезд [11] ), дом № 11, подъезд № 6, кв. 92-128 на подъезде написано след<ующее>: Союз Авто-Транспорта. Простояв там некоторое время, я вернулся домой.

Комиссар К. Щепанский.

Москва 16 января 1919 г.

ЦГАМО. Ф. 4613. Oп. 1.Д. 708. Л. 61, 63-67, 69-70, 74-75. -

Рукописи с подчеркиваниями.

Ссылки

  • 1. Щепанский Конрад-Ян - сотрудник ВЧК, погиб в 1921 г. Ему был посвящен некролог в «Правде»: «Погибший товарищ принадлежал к старому, закаленному кадру польских революционных работников, вынесших на своих плечах всю тяжесть двойной революционной борьбы с царизмом и польской буржуазией, а затем отдавших все силы великому делу освобождения рабочего класса в России. Тов. Щепанский, будучи молодым 14-летним рабочим-жестяником на одной из фабрик в г. Ченстохове, примыкает к созданной тогда местной организации социал-демократии Царства Польского и Литвы в 1903 г. С тех пор гов. Щепанский (партийный псевдоним “Заря”) посвящает себя целиком революционной деятельности. За время с 1903 г. по 1916 г. царское правительство арестовывает его 5 раз, и в общей сложности тов. Щепанский сидит в тюрьме 8 лет и пребывает два раза в ссылке около 3 лет. В Октябрьской революции тов. Щепанский принимает активное участие в Городском районе г. Москвы при взятии почтамта и Кремля. В ноябре 1917 г. состоит членом Совета и исполкома Московского Совета, первого после октябрьского переворота созыва, а также членом фабзавкома, комендантом гостиницы “Дрезден” и занимает целый ряд ответственных постов. Во время ликвидации мятежа анархистов тов. Щепанский был назначен комендантом всех взятых у анархистов домов и особняков. В 1918 г. он начинает работать в ВЧК, но в 1919 г. уезжает добровольцем на Западный фронт и поступает на курсы красных офицеров при западной дивизии стрелков в Минске. После окончания курсов отправляется на фронт, принимает участие в кровавых боях при защите Минска, и тяжело раненый выбывает из строя. После излечения он возвращается в Москву, поступает опять на работу [в ВЧК] и здесь падает жертвой революционного долга». (Правда. 1921. No 98. 8 мая)
  • 2. Первый Дом Советов размещался в национализированной гостинице «Националь» на Тверской ул. После переезда Совнаркома и Центральных Комитетов РКП(б) и ПЛСР в Москву здесь в марте 1918 г. жили В.И.Ленин, И.В.Сталин, Ф.Э.Дзержинский, Я.М.Свердлов, Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский, А.Д. Цюрупа и др. Спустя неделю, 19 марта 1918 г., некоторые из большевистских лидеров переселились в Кремль. В гостинице оставались жить лидеры левых эсеров: М. А. Натансон (комн. 209), П.П. Прошьян (комн. 242) и др., а также иные советские лидеры, в частности эсер-максималист Ф.Ю. Светлов (комн. 233), анархисты-коммунисты А.Ю.Ге (комн. 217), А.А.Карелин (комн. No 219) и др. Именно в 1-м Доме Советов Прошьян и Биценко передали заряженные Я.М.Фишманом бомбы перед покушением на В.Мирбаха. Вплоть до Великой Отечественной войны здесь оставались жить советские партийные и государственные деятели. Во время войны в «Национале» размещали персонал дипломатических миссий стран- союзников, лидеров антифашистского Сопротивления, представителей нейтральных государств и международного Красного Креста
  • 3. Мальков Павел Дмитриевич (1887-1965). Военный деятель, матрос- большевик. Из крестьян. Участник революции 1905-1907 гг. Член РСДРП с 1904 г., большевик. С 1910 г. рабочий Балтийского завода, член подпольной большевистской организации. С 1911 г. служил в Балтийском флоте старшим санитаром на крейсере «Диана». После Февральской революции член Гельсингфорсского комитета РСДРП(б), член Центробалта. В октябре 1917 г. участвовал в штурме Зимнего дворца. С 29 октября 1917 г. первый комендант Смольного института. Назначен начальником отрядов, действующих против восставших юнкеров. После переезда правительства в Москву с марта 1918 по апрель 1920 г. комендант Московского Кремля. Принимал драгоценности расстрелянной семьи Романовых от руководителя расстрела Я. Юровского, лично участвовал в расстреле Ф. Каплан. В 1920-1922 гг. служил в Красной армии. С 1923 г. занимал различные руководящие должности. Член ВЦИК нескольких созывов. В 1936 г. арестован и осужден; вышел на свободу в 1953 г. С 1954 г. персональный пенсионер союзного значения; награжден орденом Ленина (1957). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
  • 4. Биценко Анастасия Алексеевна (1875-1938). Политический и государственный деятель, в прошлом террористка, политкаторжанка. 22 ноября 1905 г. в Саратове застрелила генерала-лейтенанта В.В. Сахарова. В марте 1906 г. Военно-окружным судом приговорена к бессрочной каторге, которую отбывала в Забайкалье вместе с М.А. Спиридоновой, А.А. Измайлович и др. Вернулась из Забайкалья в июне 1917 г. для участия в 3-м съезде ПСР, осталась жить в Москве. Осенью возглавляла Обл. информационное бюро с.-р. интернационалистов в Москве (позднее Московское обл. бюро ПЛСР). 27 октября на пленарном заседании Моссовета избрана в состав его Президиума. На учредительном съезде ПЛСР избрана в ЦК. Входила в состав советской делегации на переговорах в Брест-Литовске. Весной 1918 г. тов. председателя Московского обл. СНК (избрана на заседании Исполкома Мособлсовета РСКД 19 марта). Также член ВЦИК и МК ПЛСР. На II съезде ПЛСР не переизбрана в ЦК, перешла в число кандидатов. По некоторым сведениям, участвовала в инструктаже Я.Г. Блюмкина и Н.А. Андреева перед покушением на В. Мирбаха и лично вручила им заряженные бомбы. Находясь под арестом в момент июльских событий в Большом театре, была избрана в состав бюро левоэсеровской фракции 5-го Всероссийского съезда Советов. В дальнейшем вела себя противоречиво: с одной стороны, осудила начавшиеся репрессии против левых эсеров на заседании Мособлсовета и вошла в состав временного ЦБ ПЛСР; с другой стороны, «разоружилась» перед большевиками и стала одним из лидеров оппозиционной группировки «Воля труда», не согласной с тактикой ЦК. На I Всероссийском съезде ПРК выступила с докладом от бюро по созыву съезда «несогласных» левых эсеров. Была избрана членом ВЦИК 5-го созыва, до ноября 1918 г. оставалась членом ЦК ПРК, затем вступила в РКП(б). Позднее функционер Наркомзема, член коллегии Главсовколхоза, один из теоретиков совхозно-колхозного строительства. В декабре 1919 г. руководила Всероссийским съездом представителей земледельческих коллективов. 20 марта 1921 г. под ее председательством в Москве прошло заседание учредителей ОПК. На момент ареста 8 февраля 1938 г. являлась пропагандистом на швейной фабрике им. Лебедева. 16 июня приговорена к высшей мере наказания постановлением В К ВС СССР по обвинению в «участии в контрреволюционной террористической организации». Расстреляна в тот же день и захоронена на спецобъекте «Лоза». Реабилитирована в 1961 г. Более подробно см. о ней во второй части наст. тома.
  • 5. Правильно: М. Гнездиковский переулок.
  • 6. В гостинице «Дрезден», находившейся на углу Скобелевской площади и Тверской ул„ располагались, в частности, в нач. 1918 г. Московское Областное бюро ПЛСР (комн. 153), с марта контора редакции газеты «Знамя труда» (комн. 203) и книжный склад левых эсеров. В нач. 1919 г. в комн. 202 располагалось изд-во «Революционный социализм» во главе с А.А. Шрейдером. Здесь же в октябре 1917 г. находились МК РСДРП(б), редакции большевистских газет «Социал-демократ» и «Деревенская правда». Позднее гостиницу «Дрезден» поглотило здание Главмосстроя, которое появилось на Тверской ул. после сталинской реконструкции 1930-х гг
  • 7. Третий Дом Советов находился в бывшем здании Духовной семинарии в Божедомском переулке (ныне Делегатская улица), известном как «Дом Остермана». В нем размещались делегаты всероссийских съездов Советов, в частности многие делегаты - левые эсеры, участники V Всероссийского съезда Советов в июле 1918 г. В 1923 г. тут проходил обновленческий собор, низложивший патриарха Тихона. Позже в здании разместился Президиум Верховного Совета и Совет Министров РСФСР. В 1981 г. оно было передано Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства
  • 8. Известна сотрудница ВЧК О.Я. Мурнек. В частности, ею в качестве секретаря подписан протокол от 9 января 1919 г. В этом заседании Президиум ВЧК с участием М. Лациса, Я. Петерса и И. Ксенофонтова вынес постановление: «Приговор ВЧК к лицам бывшей императорской своры - утвердить, сообщив об этом в ЦИК». По этому постановлению в Петрограде были расстреляны великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович, Павел Александрович и Дмитрий Константинович.
  • 9. Госпитальный Садовый переулок в Лефортовской части Москвы начинался от Лефортовского моста и упирается в ул. Хапиловскую.
  • 10. То есть с 9 часов утра до часа дня
  • 11. 2 Правильно: переулок