Доклад разведчика СОО ВЧК Мускейта С.Г. Уралову о выступлении М.А. Спиридоновой на митинге на заводе «Марс». [1 февраля 1919 г.]
ДОКЛАД РАЗВЕДЧИКА СОО ВЧК МУСКЕЙТА С.Г. УРАЛОВУ О ВЫСТУПЛЕНИИ М.А. СПИРИДОНОВОЙ НА МИТИНГЕ НА ЗАВОДЕ «МАРС »
[1 февраля 1919 г.]
Тов. УРАЛОВУ.
ДОКЛАД.
Разведч<ика> Секрет<но>-Операт<ивного>
отд<ела> Мускейта.
По Вашему приказанию я отправился 1 февраля <19>19 г. на завод «МАРС» по Б<олыному> Полуярославскому пер., где состоялся митинг рабочих завода. Я прибыл туда в 2 часа дня и как раз там начался митинг. Митинг открыл тов. ВОЕВОДИН [1] , который с большим трудом был выбран председателем. Дальше тов. ВОЕВОДИН заявил, что митинг устраивает коммунист<ическая> ячейка завода «МАРС» и как докладчик по текущему моменту выступил тов. ЮРЕНЕВ [2] . Тогда все работницы завода закричали: «Долой его, не хотим палача, дайте нам Спиридонову!» Хотя тов. председателя предлагал принять регламент об ограничении времени ораторам, но ничего не добился, потому что работницы требовали выступления Спиридоновой без ограничения времени. Перед этим выступила какая-то женщина и заявила: «Коли этот митинг устраивает коммунист<ическая> ячейка и пригласила своего докладчика, то Спиридонова выступать не будет, ибо мы, работницы, пригласили только ее и пусть она одна говорит, на что и согласились остальные». Тогда выступила Спиридонова и разделила свою речь на две части: на внешнюю и внутреннюю. Про внешнюю она сказала, что внешнее наше положение серьезное, что мы окружены империалистами всех стран железным кольцом, нам бороться с ними не легче, еще много придется испытать разных и всевозможных мучений. Этого Спиридонова не отрицает; но, говорит она, есть враг у нас внутри, самый злейший, самый опасный для рабочего класса, который не дает нам достигнуть наш идеал (социализм), это партия большевиков и если империалисты и белогвардейская банда нас победят, то в этом виновата партия большевиков. Ни на что так Спиридонова не нападал, как на нашу партию. Она говорила, что все хулиганы, бандиты, шпионы и царские палачи, все состоят в партии большевиков. Все занимают важные ответственные места, как то комиссары, заведующие, чрезвычайники и вся разная сволочь и подлецы, разъезжающие на автомобилях и ведущие самую развратную и разгульную жизнь по ночным трактирам и клубам, растрачивая награбленные у крестьян и рабочих их деньги, «заработанные в поте лица». Те господа стали сейчас Вашими властителями и мучителями, и все вы, рабочие, должны молчать, ни слова против, а то к стенке поставят.
Про наши Советы она говорит, что это не избранные, а назначен- ные, потому что партия коммунистов их назначает и заставляет Вас силой избрать их. Она призывала всех рабочих завода «МАРС» вы- гнать из заводского комит<ета> всех коммунистов, и выбрать лев<ых> с.-p., или таких, какие Вам желательны. Далее она говорила, что при перевыборах Петроградского Совета рабочим Путиловского завода было обещано по полтора пуда муки, чтобы голосовали за коммуни- стов, и конечно победа была на их стороне; то же самое было в Брянске, где рабочие назвали Совет шоколадным за то, что получили шоколаду. Вы, московские рабочие, не идите на эту удочку, не дайте себя палачам обманывать, гоните их прочь из своей среды, они Ваши враги, Ваши мучители и грабители. То же самое делается в деревне, деревенская беднота состоит из одних мародеров и старых урядников и царских шпионов, которые очень жестоко расправляются с бедными крестьянами, реквизируя все поголовное, отставляя на десять деревень одну лошадку и несколько коров, остальное забирают при помощи реквизиционных отрядов. Если крестьяне сопротивляются, то присылают вооруженные отряды с пулеметами и расстреливают без разбора, а сами пишут в газетах, что там то и там успешно ликвидировано кулацкое восстание. Она указывает на один факт, что в Тамбовской губ., в одном из уездов, восстали крестьяне. И когда пришел отряд усмирять, сотни женщин с маленькими детьми шли впереди толпы и были все расстреляны и растерзаны. Больше всего грязи она вылила на нашу Красную армию, указывая, что в данный момент Красная армия в десять раз хуже, чем при царе. Командный состав, все начальники палачи [с] Троцким во главе. Коммунистическая ячейка в частях представляется в десять раз хуже, чем царские офицеры. Всем солдатам нужно перед членами ячейки стать СМИРНО и отдать честь, а кто не исполняет - в тюрьму или расстрел; вообще в нашей Красной армии стала дисциплина в десять раз строже, чем раньше, смертная казнь на каждом шагу, за каждое неповиновение назначаемым членами ячейки. И даже в латышских частях солдатские массы не стали верить своим фракциям, гак что в скором времени вся наша Красная армия распадется и перебьет всех своих паразитов и приказчиков; а этот день не за горами. Продолжая речь, она сказала, что в гор. Смоленске арестовали одну каторжанку, чл<ена> лев<ых> с.-р. ИЗМАЙЛОВИЧ [3] , которую держит местная губ. ЧК [4] , где она подлежит большим истязаниям и мучениям. Она говорит, что Смоленская ЧК имеет электрический стул, на который сажают человека и ток убивает его. Этим стулом испытывают Измайлову. [a] Хотя она писала письма Свердлову и КРИЛЕНЧИКУ [b] , но ничего не помогло [5] .
Потом она обращается к коммунистам и кричит: «На Вашей ответственности лежит Измайлова, если один волос упадет с ее головы, то Вы будете отвечать». По моему мнению, самый ярый белогвардеец и контрреволюционер не мог высказать такие гнусные слова против Советской власти и рабочего класса, как это сделала Спиридонова. Все рабочие выслушали ее с энтузиазмом и речь ее прерывалась бурными аплодисментами. Я забыл добавить, что митинг по большей части состоял из женщин, около 80 процентов. После речи Спиридоновой, которую она говорила около 3<-х> часов, выступил тов. ЮРЕНЕВ, но ему не дали говорить, крича: «Долой, долой его!» И большая часть собравшихся с шумом и криком пошли домой. Оставшиеся там около одной восьмой выслушали речь тов. ЮРЕНЕВА. Во время речи Спиридонова получила много вопросов, по-видимому, от местных коммунистов, но она на них не ответила, а бумажки забрала и пошла. Они принесла [с] собой много воззваний товарищам красноармейцам и раздала их рабочим. Экземпляр такового я прилагаю при сем.
Митинг окончился в половине 7<-го> вечера.
Москва, 1 февраля 1919 г.
Разведч<ик> (подпись) Мускейт
Приложение: одно воззвание.
На митинге было б<олее> 300 ч<еловек>.
ЦГАМО. Ф. 4613. Oп. 1.Д. 708. Л. 54-55. - Машинописная копия
Сноски
- a. ↑ Так в тексте; здесь и далее следует читать: «Измаилович».
- b. ↑ Так в тесте; следует читать: «Крыленко».
Ссылки
- 1. ↑ Воеводин Петр Иванович (1884-1964). Партийный и государственный деятель. Окончил два класса земской школы, после чего работал сначала по найму, затем на заводе. В 1899 г. вступил в РСДРП. Вел партийную работу в Екатеринославе, Саратове, Самаре, Чите, Томске, Омске, Златоусте и др. городах. В октябре 1905 г. руководил в Самаре боевой дружиной Самарского комитета большевиков. Подвергался репрессиям. В 1912-1913 гг. в эмиграции в Америке. В 1913 г. нелегально вернулся в Россию, работал в Баку, арестован. В 1917 г. председатель Краевого продовольственно-экономического Совета Западной Сибири и Урала. В 1918г. председатель областного совнархоза Западной Сибири. В 1919г. уполномоченный ЦК РКП(б), полигкомиссар агитпоезда «Октябрьская Революция» на Западном и Южном фронтах. В 1920 г. главный комиссар Московско-Виндаво-Рыбинской ж. д. Член ВЦИК. Позднее продолжал работу на партийно-политических должностях, руководил рядом печатных изданий. Избирался членом ВЦИК РСФСР 5-го и 6-го созывов. В 1940 г. вышел на пенсию. 2 января 1964 г. присвоен звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Награжден двумя орденами Ленина и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище..
- 2. ↑ Юренев (наст. фам. Кротовский) Константин Константинович (1888- 1938). Революционер, видный советский дипломат. Родился в семье ж.-д. сторожа. Окончил Двинское реальное училище. В 1905 г. вступил в РСДРП, примкнул к большевистскому крылу. С 1906 г. член Двинского комитета РСДРП, в 1908 г. член Северо-Западного обл. бюро ЦК РСДРП. В апреле арестован; осенью отправлен на 3 года в ссылку в Пинежский у. Архангельской губ. С 1911 г. работал в Петербурге, сотрудничал в газете «Правда» и журнале «Просвещение». В 1913 г. отошел от большевизма и стал одним из организаторов группы «межрайонцев». После Февральской революции член Исполкома Петросовета. Делегат 1-го Всероссийского съезда Советов РСД, избран в состав ЦИК. Делегат и член Президиума VI съезда РСДРП(б), на котором вместе с «межрайонцами» принят в реорганизованную партию. В сентябре-октябре 1917 г. член Центральной комендатуры и председатель бюро Главного штаба Красной гвардии, делегат 11 Всероссийского съезда Советов РСД. В 1918-1919 гг. член коллегии Наркомата по военным делам и Всероссийской коллегии по формированию РККА, председатель Всероссийского бюро военных комиссаров. В апреле-августе 1919 г. член РВС Восточного фронта, в октябре 1919 - январе 1920 гг. член РВС Западного фронта. В 1920 г. член МК РКП(б), затем председатель Курского ГИК и член губкома партии. Делегат VIII и IX съездов РКП(б). С 1921 г. на дипломатической работе; полпред в Бухаре, Латвии, Чехословакии, Италии, Иране, Австрии, Японии. Арестован 23 сентября 1937 г., расстрелян 1 августа 1938 г. Реабилитирован в декабре 1956 г.
- 3. ↑ Измайлович Александра Адольфовна (1878-1941). Видная деятельница левоэсеровского движения, политкаторжанка. Член ПСРс 1901 г. Вместе с сестрой Е.А. Измайлович, впоследствии расстрелянной за покушение на адмирала Г.Н. Чухонина, состояла в руководстве Минской организации НСР. В 1905 г. вступила в Северный летучий боевой отряд партии. 14 января 1906 г. вместе с эсером И.П. Пулиховым участвовала в неудачном двойном покушении на минского губернатора П.Г. Курлова и полицмейстера Д.Д. Норова. 16 февраля военным судом приговорена к смертной казни, замененной на бессрочную каторгу. Отбывала заключение в Акатуйской и Мальцевской женских каторжных тюрьмах на Нерчинской каторге. После Февральской революции вела пропагандистскую работу среди крестьян в Черниговской губ. Осенью 1917 г. находилась в Петрограде, на II Всероссийском съезде Советов РСД и II Всероссийском съезде Советов КД была избрана членом ВЦИК и Исполкома Всероссийского Совета КД. С декабря член Президиума ВЦИК (с января кандидат); с апреля 1918 г. заведовала организационнопропагандистским отделом Крестьянской секции ВЦИК. Являлась членом комиссии Наркомзема по организации курсов для подготовки губернских лекторов по аграрному и соприкасающихся с ним вопросов. 6 июля арестована вместе с др. левыми эсерами на V Всероссийском съезде Советов. Вскоре освобождена и вернулась к активной партийной работе. Избрана или кооптирована в ЦК ПЛСР. После побега М.А. Спиридоновой из заключения стала ее деятельной помощницей по организации подполья. 29 октября 1919 г. снова арестована на улице в Москве. Со времени ареста больной Спиридоновой в октябре 1920 г. с разрешения ВЧК была ее «партийной опекуншей». В 1921-1924 гг. дежурила около нее в тюремном госпитале, в Пречистенской больнице, находилась вместе с ней на ст. Малаховка и в совхозе «Воронцово». За связь с левоэсеровским подпольем 16 октября 1923 г. постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам назначена к высылке на 3 года без указания места. Но особым «политическим соображениям» оставлена вместе со Спиридоновой. С нач. 1925 г. находилась в Самарканде, затем в Ташкенте. В 1929-1930 гг. срок высылки дважды продлевался на 1 год. В 1930 г. находилась вместе со Спиридоновой на лечении в Ялте. В 1931 г. постановлением ОСО при Коллегии ОГПУ выслана в Уфу на 3 года, позже срок высылки продлен. Работала эконо- мистом-плановиком в коммунальном банке, давала уроки. 9 февраля 1937 г. арестована, сидела под следствием в Уфимской тюрьме. 25 дека бря выездной сессией ВК ВС СССР приговорена к 10 годам заключения и 5 годам поражения в правах. Отбывала срок в Ярославской, Владимирской и Орловской тюрьмах. По приговору Военной Коллегии ВС от 8 сентября 1941 г. расстреляна вместе с др. заключенными в Медведевском лесу близ Орла.
- 4. ↑ В январе 1919 г. Измайлович была арестована в Минске и доставлена в Смоленск, заключение оказалось недлительным, из чего можно сделать вывод, что ее письма возымели действия
- 5. ↑ Тексты этих писем А.А. Измайлович не известны.