ИнфоРост
информационные технологии для архивов и библиотек
117 / 229

Статья Гр. Вишневского (Я.Г. Блюмкина) «Об акте Бориса Донского». Февраль 1919 г.

СТАТЬЯ Гр. ВИШНЕВСКОГО (Я.Г. БЛЮМКИНА) «ОБ АКТЕ БОРИСА ДОНСКОГО»

Февраль 1919 г.

ОБ АКТЕ БОРИСА ДОНСКОГО

В ходе социальной революции возможны моменты временной победы враждебных ей сил.

Когда революция разгромлена, когда трудящиеся покорены и неспособны к массовым выступлениям, когда торжествует реакция, - в борьбу с господствующими силами вступает протестующая личность. Она берет на себя инициативу действовать и бороться от имени придавленного народа.

Это незыблемый принцип, вечный фактор революционного процесса. Им, прежде всего, обусловлено и то революционное деяние, которое по постановлению нашей партии совершил 30 июля в Киеве матрос-балтиец, крестьянин-рязанец, террорист Борис Донской.

Разрывая бомбу над титулованной акулой, над палачом украинской революции - генер<ал>-фельдм<аршалом> Эйхгорном, он олицетворял в могучей и страшной форме своего выступления протест, гнев и кару народа.

Но исключительно политические условия, сопровождавшие убийство Эйхгорна, придали акту Донского более высокое и многостороннее значение.

Сейчас же, вслед за приходом оккупационных войск, на Украине был совершен военно-помещичий переворот.

Буржуазная Центральная рада, оказавшаяся слишком революционной для немецких генералов-оккупантов, была свергнута ими и заменена гетманом Скоропадским, покорным слугой германской военной партии.

На Украине наступил период жесточайшей реакции, осуществляемой штыками международного империализма. Украина сделалась центром контрреволюционной политики. Здесь впервые в качестве жандарма и палача революции выступила иностранная буржуазия. Революционно настроенные украинские рабочие и крестьяне, доведенные до отчаяния всеми условиями оккупации и гетманщины, понявшие предательство буржуазно-шовинистической Центральной Рады, начали борьбу за свое освобождение.

На всей Украине возникли крестьянские восстания, перешедшие в партизанскую войну неорганизованных и скудно вооруженных трудящихся с железными войсками Эйхгорна. Эту неравную героическую борьбу освобождающийся народ вел не столько с внутренней, сколько с международной мировой реакцией.

Эта война - грандиозная эпопея в русской революции, ее истинный интернациональный период.

Слабея, изнемогая в своей борьбе, украинские трудящиеся взывали к помощи Советской России, но помощь ее была ничтожна.

И вот тогда наша партия - преемница «Народной воли», верная интернационалу, прибегла к крайнему средству борьбы: к террору.

На этот раз наиболее устрашающее орудие политической борьбы - индивидуальный террор - было направлено в международную контрреволюцию.

Вот почему в приведенных условиях акт Бориса Донского приобретает международное значение.

Убийством палача Эйхгорна наша партия от имени украинских трудящихся, с одной стороны, совершила устрашающее предостережение, реальную угрозу мировой реакции, с другой стороны, через голову международной буржуазии апеллировала к классовому сознанию международных трудящихся масс. Она призывала их в свидетели героической борьбы укр<аинских> раб<очих> и крестьян с международными хищниками капитала.

Теперь на празднике трудящихся, на суровом торжестве революции, в момент возрождения советской власти на Украине Борис Донской и его высокий акт приобретают еще большее значение и являются как огромный прекрасный исторический символ борьбы за дело соц<иальной> революции.

Он выражает жертвенную преданность Интернационалу, революционную непримиримость.

Гр. Вишневский [Яков Блюмкин]

Борьба (Киев). 12.02.1919. № 4. С. 3.