Делегат Второго Совета ПЛСР о «заговоре» левых эсеров. [Февраль 1919 г.]
ДЕЛЕГАТ ВТОРОГО СОВЕТА ПЛСР О «ЗАГОВОРЕ» ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ
[Февраль 1919 г.]
Нападение на партию лев<ых> соц<иалистов>- рев<олюционеров>
Документ, опубликованный «РУТА» [1] о «заговоре» левых эсеров, является исключительным даже в наше исключительное время.
История русской революции знает много документов, которые фабриковались в тайниках всяких «охранных учреждений». Но такой виртуозности в смысле свободного обращения с правдой, спекуляцией на невежестве не достигало ни одно из этих почтенных учреждений.
Раньше всего для обвинения понадерганы цитаты из разных провинциальных изданий, в то время как имеются резолюции, принятые на последнем Совете партии.
Хорошо выглядела бы партия большевиков, если для ее характеристики понадергали бы цитат из разных «Коммунаров» [2] , издаваемых во всех концах и захолустьях России. Не трудно было бы ее обвинить, например, в призыве к еврейским погромам, так как черным по белому было написано в одной большевистской газете «ловить спекулянтов и особое внимание при этом обращать на евреев, разъезжающих по уезду» (документ этот был приведен в «Изв<естиях> Ц.И.К.»),
Самым «убийственным» местом, видимо, должны служить орга- низованные на совете партии отделы, из которых первый гласит: «по конспиративной подготовке свержения большевиков, организации экспроприаций и террористических актов».
Любопытно, что об этих «отделах» сведения не почерпнуты даже из провинциальной прокламации, а добыты путем «осведомительным».
На основании резолюций и точных информаций товарищей, бывших на совете партии, мы утверждаем, что не только такого смехотворного «отдела» не было организовано, но что вопрос о вооруженной самозащите при нападении полууголовных элементов из разных уездных чрезвычаек (ныне упраздненных) был решен почти единогласно отрицательно, так как вопрос о борьбе с политикой чрезвычаек и т. д. был правильно поставлен в плоскость массовой борьбы рабочих и крестьян за восстановление подлинной советской власти.
Все эти «отделы» созданы не нашей партией, а московской чрезвычайкой для борьбы с партией.
Что касается «случайно попавшего письма из Харькова» в руки чрезвычайки, из которого явствует, что у левых эсеров имеется план захвата власти в свои руки и создания всероссийского правительства,то интересно, было бы знать имя автора письма, является ли он даже членом партии и кому это письмо адресовано. Об этом письме, «случайно попавшем не туда, куда полагалось», нам, конечно, ничего не известно . Но по какому правосудию можно обвинять партию за письмо (может, личное! может, сознательно провокаторское), неведомо кем и кому написанное.
Теперь пару слов о работе партии на Украине, Литве и Латвии во время их оккупации немцами.
Партия, говорит обвинение, стремилась в этих местах к «захвату власти в свои руки при очищении немцами».
К чему же партия, по мнению чрезвычайки, должна была стремиться? К переходу власти к большевикам? Но ведь партия лев<ых> соц,- рев. не большевистская партия и такой обязанности на себя никогда не брала. Все же для восстановления истины мы категорически заявляем, что и партия революц<ионных> социал<истов> народников Литвы (литов<ских> лев<ых> соц.-рев.) [3] , и украинская партия лев<ых> соц.-рев. не стремилась к диктатуре своей партии, а только к организации революц<ионной> власти на коалиционных началах из всех советских партий, учитывая их реальный вес и значение. В этом духе велись переговоры в Литве и на Украине. И лишь в силу стремления большевиков к исключительной диктатуре своей партии переговоры эти не увенчались успехом.
Особенное ударение отныне «исторический» документ делает на нахождение у члена партии «круглой печати коменданта московского кремля».
Да, печать такая, по имеющимся данным, была, но преследовала весьма скромную цель: давать возможность товарищам чаще, чем это разрешалось, посещать товарищей, сидевших в Кремле (в том числе М.А. Спиридонову), и весь государственный вред от этой печати заключался в том, что М.А. Спиридонова во время своего заключения получила на 2-3 бутылки больше молока!
На остальных деталях и не стоит больше останавливаться.
Одно мы желаем установить: если бы партия лев<ых> соц.-рев. считала допустимым, исходя из международной и внутригосударственной обстановки, отвечать на террор и расстрелы ее членов террором, она об этом не писала бы резолюций и прокламаций, а с невероятной легкостью это осуществила бы.
Мирбах, Эйхгорн и десятки других агентов империализма, павших от рук нашей партии, - лучшее тому доказательство.
Попытка учинить партийный погром вызвана другими причинами: громадным усилением влияния партии на московский и питерский пролетариат и непримиримостью партии по отношению к англо-французскому империализму, с которыми сейчас едут торговаться и договариваться большевики.
Делегат II Совета партии В. [4]
Борьба (Киев). 21.02.1919. № 11. С. 1.
Ссылки
- 1. ↑ Радиотелеграфное агентство Украины (РУТА) создано в декабре 1918 г. Начало работать в 1919 г. как Бюро украинской печати (БУП); действовало в Киеве в марте-августе; в 1920 г. переименовано в УКРОСТА
- 2. ↑ Подразумевается газета «Коммунар», с нач. февраля 1919 г. орган ЦК и Харьковского комитета КП(б)У
- 3. ↑ Социалисты-народники Литвы - члены Партии социалистов ляудининков (народников) Литвы, созданной весной 1917 г. в Петрограде группой выходцев из Демократической партии Литвы. Первоначально заняла позицию поддержки Временного правительства и продолжения войны с Германией. Осенью 1917 г. партия постановила разорвать сотрудничество с центристскими партиями и национальными партиями, боровшимися за отделение Литвы от России. Выступала за федеративное устройство российской государственности с предоставлением Литве автономии. На своей конференции (27 сентября - 4 октября, Петроград) социалисты-народники Литвы исключили из партии правое крыло, образовавшее затем Партию социалистов ляудининков-демократов. В 1918 г. радикальное крыло социалистов-народников Литвы образовало в Москве Партию революционных социалистов-ляудининков Литвы [руководители А. Ешманта, Н.О. Янушкевич (М. Янушкявичюс) и др.; секретарь А. Поджунас], которая стала партией-спутником ПЛСР. На 4-й конференции социалистов-народников Литвы (6-11 мая, Москв) была принята резолюция с осуждением Брестского мира (см.: Знамя труда. 1918 г. No 215). Издавали газету в Москве, имели ряд организаций в городах России (Воронеже, Курске и др.), объединенных в «литовскую секцию ПЛСР». Революционные социалисты-народники принимали участие в установлении советской власти в Литве в кон. 1918 - нач.1919 г. Часть руководителей имела двойное членство в общероссийской ПЛСР либо в ПЛСР Литвы и Белоруссии. В Литовской республике находились в подполье. К 1922 г. ПРСНЛ насчитывала 26 организаций и примерно 3 тыс. членов. Под руководством партии действовало молодежное крыло в лице Союза рабочей и крестьянской молодежи «Drangas» («Товарищ»), насчитывавшее 43 ячейки и свыше тысячи членов. В орбите партии находилось также общество «Заря», игравшее роль центра левосоциалистической интеллигенции и студенчества (в руководство входили 1 коммунист, 5 социал-демократов и 20 социалистов-народников). В декабре 1924 г. представитель левых народников Литвы А. Перкунас принял участие в конференции революционно-социалистических партий в Берлине. В апреле 1927 г. революционные социалисты-народники образовали Союз социалистов-революционеров максималистов Литвы, существовавший до июня 1940 г
- 4. ↑ Предположительно, это мог быть Я.С. Базарный.