Приложение 11. Листовка-извещение ЦК ПЛСР о ситуации в партии накануне IV Всероссийского съезда ПЛСР. [Не позднее 1 октября 1918 г.]
ЛИСТОВКА-ИЗВЕЩЕНИЕ ЦК ПЛСР О СИТУАЦИИ В ПАРТИИ НАКАНУНЕ IV ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ПЛСР
[Не позднее 1 октября 1918 г.]
ПАРТИЯ ЛЕВЫХ СОЦИАЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
В борьбе обретешь ты право свое!
ОТ ЦЕНТ<РАЛЬНОГО> КОМ<ИТЕТА> ПАРТИИ ЛЕВЫХ
СОЦ<ИАЛИСТОВ>-РЕВ<ОЛЮЦИОНЕРОВ> ВСЕМ ЧЛЕНАМ
ПАРТИИ.
Товарищи! Наша партия переживает дни тяжелейших испытаний.
Последовательная борьба с международным империализмом, выразившаяся в смелых выступлениях против соглашательского договора с правительством Вильгельма кровавого (руководительство восстанием на Украине, организация повстанческой и партизанской борьбы в прифронтовых местностях, убийство Мирбаха и Эйхгорна) - вызвала гонения на нашу партию. Вся печать партии задушена. Члены партии арестовываются и расстреливаются большевистской властью, действующей под давлением союзного германского правительства. В борьбе против растущего влияния нашей партии на трудовые массы Брестское правительство не останавливается ни перед какими средствами. Фракции левых с.-р. в Советах - истинные представители рабочих и крестьян - разогнаны. Разгоняются Съезды Советов, когда в их созыве большинство представлено левым с.-р. Большевистской прессой распространяются по адресу нашей партии клевета и ложь. Желая обмануть трудовые массы, казенная печать искажает факты, стараясь смешать нашу партию - партию социалистической революции - с соглашательскими партиями правых с.-р. и меньшевиков. Официальное телеграфное агентство рассылает неправильные и часто совершенно вымышленные сообщения о деятельности и выступлениях нашей партии. Лишенная своей легальной прессы, наша партия не может широко изобличать клеветников и правильно освещать факты.
В эти дни тяжелых гонений, как и следовало ожидать, от нашей партии отходят все наименее стойкие и партийно-настроенные элементы (Закс [1] , Колегаев, Устинов, Биценко и др.). Испуганные, смущенные поколебавшиеся в своих убеждениях, потерявшие веру и способность к последовательной борьбе за интернационал и социализм, они спешат отказаться от основных принципов нашей партии и присоединиться к ее гонителям.
Они стремятся внести раскол и смущение в ряды нашей партии своими воззваниями, с готовностью распространяемыми большевистскими газетами. Они пытаются разбить партийную дисциплину, завлекая плохо информированные партийные массы на свои внепартийные съезды. Не допуская мысли о праве партии на власть в стране, они стараются использовать трудное время подневольного перехода нашей партии на нелегальное существование, для захвата власти в пределах партии у партийных органов, избранных третьим Съездом партии и утвержденных Советом партии [2] . Лишенные классового чутья, оторванные от масс группы интеллигентски настроенных одиночек, неспособные проникнуться смыслом развертывающихся событий, они пытаются подменой основных партийных лозунгов соглашательскими снискать у соглашательского Брестского правительства право на легальное существование.
В огне испытаний очищаются ряды нашей партии. Уходят те, кто или расчетлив и пристал к ней в дни ее удобного легального существования из соображений личной выгоды и карьеризма, или искренне оказался не в силах проникнуться всей обязательностью ее основных идей - идей интернационального социализма. Эти элементы уже до своего отхода стали чужими для партии. Иные из них и до откола доходили до позорного предложения большевистской власти помощи в преследовании всех истинных левых с.-р. Другие употребляли все старания, чтобы запутать в меру своего влияния партийную линию, притупить оружие, с которым партия выступала в решительной борьбе за социальную революцию. Им давно уже не место было в рядах партии.
Ц.К. заявляет, что все, выступающие с осуждением деятельности партии, ясно и определенно намеченной почти единогласно на последнем третьем съезде партии (где только два делегата [3] из двухсот с лишним голосовало против предложенной Ц.К. резолюции по текущему моменту), все, кто пытается отступить от этой намеченной линии, узурпирует тем права назначенного на 1-е октября 4-го партийного Съезда, все они поставили себя вне партии и лишены всех прав членов партии, от обязанностей которых они себя освободили.
Теснее должно сомкнуть ряды оставшееся верным знамени партии громадное большинство ее последователей. В эти тяжелые дни выкуется твердая партийная воля и закалится партийная дисциплина.
ТОВАРИЩИ, СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОД УДАРОМ.
С одной стороны ей грозит германский империализм, грозит разложить ее изнутри перед тем, как нанести удар извне. Он опирается на брестский договор и его проводников-соглашателей большевиков и идущую по линии германской ориентации часть русской буржуазии. С другой стороны ей грозит англо-американский, французский и японский империализм, бросивший на революционную Россию карательные отряды: на севере - английские и французские войска и на востоке - белогвардейские и чехословацкие банды. Он опирается на соглашателей правых эсеров и меньшевиков и на часть русской буржуазии, идущей по линии англо-французской ориентации.
Ряд завоеваний Октябрьской революции уже отнят у трудовых масс.
Советы перестали быть классовыми органами рабочих и крестьян. Там сидят чиновники большевистского правительства, все более теряющие связь с трудовыми массами. Политика правительства, построенная на недоверии в революционные силы трудового крестьянства и пролетариата, особенно ярко проявившаяся в продовольственной кампании, основанной на эксплуатации деревни городом, вызывает в массах глубокое недовольство. Это недовольство стараются использовать контрреволюционные и соглашательские элементы, в целях борьбы против идеи Советской власти.
Покушение на Ленина в Москве, ряд покушений в других городах является попытками овладеть бессознательным недовольством трудовых масс для окончательной ликвидации Октябрьской революции.
Теряющее классовую почву большевистское правительство в борьбе за существование вынуждено опереться на беспощадную все развертывающуюся систему террора.
Лишив Советы их основательного значения - представительных органов трудовых классов - большевистское правительство компрометирует идею Советской власти и с каждым днем уменьшает возможность социалистического будущего России.
Только Партия Левых соц.-рев., партия трудового крестьянства и пролетариата, может вернуть Советам их классовое содержание.
Только Партия Левых соц.-рев. может неуклонной и последовательной борьбой против соглашательства с империализмом (будь то германский или англо-французский) спасти дело социалистической и международной революции. Веря в революционные силы трудовых масс, Ц.К. призывает всех членов Партии в центре и на местах к тесной организации, к непримиримой борьбе.
Да здравствует партия трудового крестьянства и пролетариата, партия непримиримой вражды ко всем угнетателям, спаянная кровью своих мучеников - Донского, Александровича и др. - да здравствует Партия Левых Социалистов-Революционеров!
Да здравствует истинная власть Советов!
Да здравствует Социалистическая Революция!
Да здравствует Интернационал!
Ц.К. Партии Левых Соц.-Рев.
Коллекция листовок ЦСПИ ГПИБ. - Типографским способом.
Ссылки
- 1. ↑ Закс Григорий Давидович (1882-1937). Один из организаторов ПЛСР, затем лидер ПНК. Уроженец Одессы, из мещан, сын переплетчика. Член ПСР 1904 г. Принимал участие в событиях 9 января 1905 г. Выслан в Астрахань, где продолжал вести до ареста революционную работу. Сослан в Сибирь, где провел около трех лет (в Иркутске, Чите, Харбине), перейдя на нелегальное положение. В 1907 г. выехал через Финляндию за границу, провел около 8 месяцев во Франции. Вернувшись в Россию, продолжал подпольную работу, в 1911-1912 гг. снова находился за границей, работая в Париже и др. городах на фабричной и поденной работе. По возвращении в Россию действовал в Поволжье; в 1914 г. выслан из Саратова или Вольска в Сызрань, а оттуда в Рыбинск. В 1916 г. призван в армию, но, по-видимому, уклонившись от службы, поселился в Петрограде, где работал металлистом на подковном заводе. После Февральской революции избран председателем районной управы Александро-Невского р-на и гласным городской думы. Весной 1917 г. возглавил Рождественский райком ПСР, ставший оплотом левого крыла ПСР. Секретарь VII Петроградской городской конференции партии; тов. председателя на последующих (октябрь) VIII и IX конференциях), член и секретарь ПК ПСР. Осенью 1917 г. избран тов. председателя Центральной городской думы и вошел в состав Петроградского ВРК, став членом руководящей «тройки». На II Всероссийском съезде Советов РСД избран в президиум, затем избирался членом ВЦИК 2-5-го созывов. Вместе с П.И. Стучкой руководил Юридическим отделом ВЦИК, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии при Петросовете (тов. председателя). С декабря товарищ (заместитель) наркома просвещения. Весной делегирован ВЦИК в ВЧК (утвержден членом Коллегии 5 апреля). Руководил разоружением «Черной гвардии» и других анархистских отрядов и очисткой занятых ими особняков в Москве, выступив затем с докладом о проведенной операции на заседании ВЦИК. За свою близость с коммунистами считался в ПЛСР «неблагонадежным». Делегат II и III съездов ПЛСР от Нижнего Новгорода. Являлся зам. начальника Контрреволюционного отдела ВЧК, затем некоторое время исполнял обязанности зам. председателя ВЧК. С июня одновременно зам. председателя Нижегородского ГИК. Во время июльских событий, по словам М.Я. Лациса, «выражал свое полное недоумение о всем происшедшем» (Красная книга ВЧК. М., 1989. Т. 1. С. 262). Осенью сотрудничал в чекистском еженедельнике, выступая с апологетикой «красного террора». Одним из первых в левоэсеровской среде провозгласил курс на раскол, отмежевавшись от ПЛСР. Редактировал газету «Знамя борьбы» (Москва) и стал инициатором создания Партии народников-коммунистов (манифест и др. документы приняты 18 августа, учредительный съезд состоялся в кон. сентября), идейным руководителем Временного оргбюро ПНК и прочих центральных структур партии. После ее самоликвидации в ноябре 1918 г. принят в РКП(б). В кон. декабря назначен и. о. начальника отдела должностных преступлений МЧК. С 1919 г. учился в Академии Генштаба, затем помощник начальника штаба по разведке Западного фронта, с сентября комиссар штаба. В 1922 г. отчислен из Академии по заключению проверочной комиссии под председательством А.С. Бубнова с формулировкой «Негодность к военной службе, как человека не военного, склонность к гражданской работе». (РГАСПИ. Ф. 17. Oп. 112. Д. 367. Л. 38.) В 1924-1925 гг. военный атташе в Эстонии, позже на хозяйственной работе. Окончил Промакадемию (1935). В том же году исключен из партии и ненадолго арестован НКВД. На момент ареста 2 октября 1937 г. служил консультантом Союзснабпрома. Решением Особой комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР от 23 декабря приговорен к высшей мере наказания. Реабилитирован в 1989 г.
- 2. ↑ Речь идет о 1-м Совете ПЛСР, проходившем с 3 по 7 августа 1918 г.
- 3. ↑ Н.А. Рославец и М.Н. Бутов от Елецкой организации