Некролог «Роман Вацлавович Малиновский», написанный В.И. Лениным и Г.Е. Зиновьевым. 5-7 (18-20) октября 1915 г.
НЕКРОЛОГ
«РОМАН ВАЦЛАВОВИЧ МАЛИНОВСКИЙ», НАПИСАННЫЙ В.И.ЛЕНИНЫМ И Г.Е.ЗИНОВЬЕВЫМ
5-7 (18-20) октября 1914 г.
Роман Вацлавович Малиновский [a]
Газеты принесли известие, что Р.В.Малиновский убит на Галицийском театре войны. Сложив депутатские полномочия, он потерял иммунитет и в отношении призыва в войска, и, в качестве запасного, он должен был вступить в ряды действующей армии.
По жестокой иронии судьбы Малиновскому - поляку по происхождению - пришлось пасть в рядах войск Николая Романова, боровшихся за захват Галиции. Он, так ненавидевший российский деспотизм и с такой любовью относившийся к польским рабочим и крестьянской бедноте, он должен был пойти под командой царских генералов на несчастную Галицию.
Трудно говорить о заслугах Малиновского пред русским рабочим движением после того громадного урона, который он нанес с.-д. делу своим внезапным сложением думских полномочий в мае этого года. Но одно мы обязаны выполнить в особенности после его смерти. Это - уберечь его память от злостной клеветы, очистить его имя и его честь от позорящих наветов.
Да, Малиновский совершил в мае 1914 г. непростительный грех пред рабочим движением. И за это наша партия беспощадно осудила его самой тяжкой карой - поставила его вне рядов. Но - Роман Малиновский не опозорил «гражданский сан», он был честный человек, и обвинения против него в политической нечестности были грязным вымыслом.
И Малиновский был не только честный человек, он был талантливый работник пролетарского дела. Тысячи человеческих слабостей были не чужды ему. Но он был отмечен искрой таланта. И талант свой - крупный талант агитатора и трибуна - он отдал на служение нашему великому пролетарскому делу. И то, что сделал Роман Малиновский за недолгие годы своей с.-д. деятельности (1906-1914), то, что он сделал, в особенности с 1912 по май 1914 г., не пропадет даром и не забудется ни одним участником с.-д. движения.
Когда думаешь о Романе Малиновском, невольно приходит на память характеристика, данная одним из вождей австрийской с.-д. недавно убитому товарищу Шумейеру, известному венскому народному оратору и депутату. Er hatte alles vom Agitator und nichts vom Organisator (у него были все данные агитатора и никаких данных организатора) - было сказано о покойном Шумейере. То же можно сказать о Романе Малиновском. У него тоже были все данные крупного агитатора и никаких данных организатора. Но условия нашей русской партийной жизни существенно отличаются от западной Европы. При наших условиях работы такому деятелю, как Малиновский, пришлось нести на себе всякую работу, - в том числе и такую, на которую он был органически неспособен. Это выбивало его из колеи, лишало его уравновешенности, наживало ему врагов... И это, несомненно, тоже способствовало ускорению того личного кризиса, который надломил Малиновского и заставил его совершить политическое самоубийство.
Легко представить себе душевное состояние Малиновского после того, как он понял, каким непоправимым шагом было его сложение депутатских полномочий. У него бывали минуты глубочайшего уныния, когда он совершенно переставал верить в себя и готов был наложить на себя руки. Но бывали и минуты другие, когда в нем просыпался прежний Малиновский, когда он говорил: я еще найду в себе силы еще послужить рабочему делу и 10-20 летней работой загла- жу свой грех перед партией... И, глядя на этого выдающегося, талант- ливого работника, так хотелось, чтобы случилось именно последнее.
Кровавая война неожиданно решила и этот вопрос...
* * *
Сейчас не время подробно останавливаться на т[ак] наз[ываемом] «деле» Малиновского. Мы уполномочены только заявить следующее. Комиссия, назначенная Ц[ентральным] к[омитет]ом РСДРП, после тщательного расследования и опроса ряда свидетелей единогласно пришла к безусловному и непоколебимому убеждению в том, что Р.В.Малиновский был политически честным человеком и что легенда о провокации создана сознательными клеветниками. Некоторых из клеветников комиссия установила поименно. И в свое время они будут пригвождены в печати. Газеты утверждают, что пред тем как пойти в огонь, где Малиновский и пал, покойный послал кому-то из близких письмо, в котором заявляет, что прощает клеветников. Это было его дело. Но партия одинаково обязана как защитить честь умершего бывшего своего члена, так и разоблачить приемы, глубоко позорящие тех, кто прибегает к ним в политической борьбе.
Опубликовано - «Социал-Демократ». №33,1 ноября 1914 г. (н. cm.).
Публикуется по тексту газеты.
Сноски
- a. ↑ Некролог написан В.И.Лениным и Г.Е.Зиновьевым по получении ложных известий русских и иностранных газет о гибели Р.В.Малиновского. В мемуарах Зиновьева по этому поводу сказано: «В № 33 нашего “Социал-Демократа” (помечен 1 ноября 1914 г.), т. е. первом номере нашего ЦО после начала войны, помещен некролог “Роман Вацлавович Малиновский”. Он написан как раз, когда газеты принесли известие о том, что Малиновский убит на фронте. Некролог написан Ильичем и мною. Каждое слово в нем, конечно, было тщательно обдумано. Этот документ лучше всего показывает, что же именно думал тогда Ильич (и я) о Малиновском после всего поронинского разбора дела...» (Известия ЦК КПСС, 1989, № 6, с. 199-200). См. также док. 76.